В начало / О типографии / Пресса о нас / Кружка пива как двигатель прогресса

Кружка пива как двигатель прогресса

 

Петербургские типографии «Моби Дик» и «Любавич» официально объявили о слиянии и создании новой управляющей компании.

Историческое знакомство Арифа Янбухтина, Александра Зилотова и Максима Румянцева произошло в 2001 году, во время посещения полиграфической выставки в словацком городе Брно. «Тогда наши типографии были в жесткой конкуренции друг к другу, мы спорили, но могли при этом нормально общаться, мы поняли, что можем доверять друг другу. За эти четыре года мы общались – на выставках, на заседаниях Клуба полиграфистов, но всегда аура этой поездки оставалась. Я думаю, это основное, почему мы в итоге смогли договориться», – говорят оба соучредителя нового предприятия.

Александр Зилотов, Максим Румянцев и Ариф Янбухтин
Александр Зилотов, Максим Румянцев и Ариф Янбухтин

Конечно, мысль об объединении тогда никому не приходила в голову. «В 2001 году собственнический инстинкт победил бы. Тогда все было хорошо, заказов хватало на всех», – говорит Максим Румянцев. По его оценке, дела стали ухудшаться в 2002 году. Но должно было пройти достаточно много времени, чтобы идеи объединения возобладали над размежеванием, – по выражению Арифа Янбухтина, «что-то должно было повернуться в голове». Психология собственников и привычка не доверять друг другу – очень сильные факторы, и они до сих пор преобладают в полиграфической среде. Именно поэтому, видимо, никто пока не решился создать подобное объединение. «Мой первый коммерческий опыт в 1992 году был совместным с партнером бизнесом, и этот партнер довольно быстро меня кинул», – рассказывает Максим Румянцев и добавляет, что, по его мнению, через подобную ситуацию прошли многие его коллеги. Почти все начали свою жизнь в бизнесе с объединения с кем-либо, а потом стали разъединяться. «Мы смогли преодолеть эти страхи и опасения», – с удовлетворением говорят Янбухтин и Румянцев.

Совет директоров объединенной структуры займется стратегическим управлением и маркетинговой политикой совместного предприятия. По оценкам партнеров, новое предприятие сможет войти в пятерку крупнейших на петербургском рынке, а его капитализация составит около $9 млн.

Идея объединения типографий, что называется, «витала в воздухе», но катализатором процесса стала... кружка пива. «Мы засиделись на Клубе полиграфистов, долго разговаривали и впервые достигли каких-то договоренностей. Кстати, совершенно параллельно эта же мысль пришла в голову Александру Зилотову – наутро после того клуба он сказал мне: пора искать нестандартные решения, что если нам подумать о каких-то совместных действиях, например, с "Любавичем"», – вспоминает Ариф Янбухтин. «Мы много раз ходили одними и теми же путями – кредит, лизинг. Действительно, пришло время нестандартных решений», – добавляет он. Максим Румянцев отдает себе отчет в том, что предпринятые действия – не уникальное решение, а один из известных, не вчера придуманных бизнес-приемов. «Еще осенью 2004 года на форуме, проведенном компанией "Гейдельберг СНГ", ее генеральный директор Владимир Бабаев, описав кучу проблем полиграфии, сказал, что выход один – укрупняться», – рассказывает Румянцев. Судя по объявленному недавно объединению компаний «Апострофпринт» и «ХГС» – процесс действительно пошел.

Несмотря на все вышесказанное о понимании и доверии, соучредители признают, что решение объединить бизнесы потребовало от них множества усилий и раздумий. Процесс объединения они образно сравнивают с экзаменационной сессией – постоянно ощущение, что именно сейчас сдается самый сложный экзамен, но потом выясняется, что самое сложное – впереди. А самый сложный экзамен, по их мнению, все равно еще не сдан. В настоящее время сделано уже немало. Производство полностью сосредоточено на одной площадке – в цехах типографии «Любавич», а с Клиентами по-прежнему работают коммерческие отделы обеих компаний. «Моби Дик» и «Любавич» решили остаться на рынке под своими именами, поскольку Клиенты привыкли к этим названиям, а раскрутка нового бренда будет сейчас для новой фирмы неоправданно дорога. Клиенты, по словам Арифа Янбухтина, восприняли перемены очень положительно, особенно это касается компаний с высокоразвитой бизнес-культурой. Клиенты понимают, что новый статус увеличивает устойчивость компании. Сейчас в новом производстве 14 печатных секций формата В2, система CtP, огромный парк послепечатного оборудования.

«Мы объединились, чтобы существенно снизить издержки, чтобы увеличить в несколько раз объемы продаж, чтобы предложить Клиентам универсальный сервис», – говорят создатели новой структуры.

Организационная структура такова. Между двумя 000 произошел равноценный обмен долями, тремя владельцами бизнесов создана управляющая компания, совет директоров которой возглавил Максим Румянцев. Управляющей компании сейчас передаются часть функций от управляемых бизнесов – это финансовая политика, маркетинг, стратегическое планирование и общее управление. Планирование и управление производством уже синхронизировано, оно производится из единого центра, есть единый руководитель производства. Поток заказов идет с двух сторон, и, видимо, эта система сохранится еще долго. Учредителям она кажется на ближайшее время оптимальной.

«Моби Дик» по-прежнему будет ориентироваться на обслуживание заказов бизнес-класса. Благодаря расширенному парку оборудования и усилению службы допечатной подготовки становится возможным удовлетворение спроса на производство периодических изданий и книг. «Любавич» останется на прежнем рынке рекламной полиграфии. В систему бизнес-процессов типографии планируется внедрить стандарты качества, ранее освоенные менеджментом типографии «Моби Дик».

Коллектив типографий, как честно признаются их директора, воспринял ситуацию неоднозначно, но это нормально – никто не любит перемен. Особенно тяжело пришлось управленцам, потому что рабочие остались при своей технике, при своих печатных машинах. Но пока никто из сотрудников типографий не уволился из соображений принципиального неприятия новшества – ушли только те, кого не устраивает новое месторасположение производства. Сокращения персонала, конечно, были, но они незначительны. Сейчас в объединенной компании работает около 150 человек.

 

Что думают об этом событии участники полиграфического рынка

 Типография
«Моби Дик»

Основана в 1994 году. С момента основания специализируется на сложных комплексных заказах и сервисах, основанных на компетенции сотрудников. Сильные стороны: внедренные стандарты качества и отлаженная система контроля.
За годы работы компания завоевала прочные позиции на полиграфическом рынке. Компания сотрудничает с ЕББР, инвестиции которого позволили модернизировать производство.
Типография неоднократно становилась победителем профессиональных конкурсов – полиграфического конкурса качества печати (Heidelberg), конкурса на лучшее полиграфическое исполнение печатной продукции в номинациях «Книга и брошюра» и «Мастер-класс» (газета «Печатное дело») и др.

Денис Басин, генеральный директор типографии «РОСК»: «Эта сделка вряд ли изменит соотношение сил на рынке, но может изменить ситуацию для компаний, так как объединяются финансы и в значительной мере сокращаются издержки. Условно говоря, "Любавич" обеспечит мощностям "Моби Дик" дополнительную оперативность, а "Любавичу" – значительное снижение издержек. Но мне очень сложно оценить этот союз... Я знаком с обеими типографиями, уважаю их. Когда в результате объединения происходит дополнение по технологическому оснащению или объединяются гиганты, чтобы установить монополию на рынке, – тогда можно говорить о перспективности. Боюсь, что ситуация, когда объединяются конкуренты, – это попытка выжить... Даже если речь идет о совместном управлении, две команды, управляющие производством, – это не перспективно. В конце концов, управлять будет та, которая окажется наиболее эффективной. Думаю, они разделят полномочия. "Любавич" будет заниматься производством, а "Моби Дик" – продавать и заниматься продвижением на рынке».

Александр Мигель, руководитель отдела продаж полиграфических материалов компании «Регент»: «Конкуренция на рынке усиливается, и компании задумываются о своих позициях на рынке. "Моби Дик" и "Любавич", оценив свое место на рынке полиграфии в СПб, поставили перед собой цель – объединить свои усилия для достижения более широкого спектра преимуществ перед другими типографиями. Произойдет это или нет – во многом будет зависеть оттого, как они настроят свою внутреннюю работу. Если получится, они смогут претендовать на привлечение новых для себя Клиентов, в том числе тех, кто на сегодняшний день предпочитает печататься в соседнем государстве (Финляндии). Кроме того, чем сильнее компания, тем лучше она просчитывает свою стратегию, становясь более финансово дисциплинированной. Нам это, безусловно, выгодно».

 Типография «Любавич»

Основана в 1992 г. и специализируется на печати полноцветной рекламной продукции. С конца 90-х годов выступает как типография «рекламной полиграфии». 
С 2001 года «Любавич» выпускает отраслевой журнал «Рекламная полиграфия». В рамках «Принт-академии Любавич» проводятся краткосрочные семинары для дизайнеров и руководителей рекламных агентств.
«Любавич» является постоянным участником событий рекламного сообщества.
Типография выступала партнёром выставки Art Directors Club (2004), конкурса саморекламы рекламных агентств «Парад самолюбова-ния» (2005), выставки фестивальных рекламных работ Clio Awards.

Сергей Пикус, генеральный директор рекламного агентства «Иллан»: «Рад, что это случилось. Объединение позволит компаниям увеличить капитализацию и стать более устойчивыми. Конкуренция на полиграфическом рынке возрастает, это первый прецедент в русле наметившейся тенденции объединений. Если количество игроков на рынке уменьшится, но появятся крупные, предлагающие лучшие условия и сервисы, – будет только лучше».

Сергей Ушан, креативный директор рекламного агентства ZERO Headline Advertising: «Объединение именно этих двух типографий имеет исключительно неслучайный характер. Сделка оказалась возможной во многом благодаря личным качествам, прежде всего открытости, собственников "Моби Дика" и "Любавича", которые позволили преодолеть им амбиции на основе не только расчета, но и человеческих симпатий».

Дмитрий Иванов, директор лизинговой компании «Северная Венеция»: «В результате этой сделки мы, безусловно, получим очень сильного игрока на рынке. Во-первых, объединение даст значительное снижение издержек. Во-вторых, технологический парк этих двух компаний теперь стал универсальным. Конкуренция усиливается, и это решение очень перспективно. На полиграфическом рынке закончился этап, когда компании целиком меняли оборудование, избавляясь от устаревшего советского. Теперь речь идет именно об оптимизации. В ближайшее время будут лидировать компании, которые смогут предложить качественный продукт. А для этого необходимы компетентные специалисты, качественное оборудование и опыт работы на этом рынке. У "Моби Дика" и "Любавича" все это есть».

Сергей Радванецкий, президент Союза полиграфистов СПб : «Компании провели значительную работу для того, чтобы сблизить свои позиции и подходы. Это объединение может быть хорошей возможностью оптимизации своих издержек и позволит показать пример реально выполнимой стратегии и возможности договориться».

 

Что бы ни говорили скептики – здесь их голос почти не звучал, но в тусовке он, безусловно, слышен, – но произошло Событие. Чем больше будет таких крупных – в масштабах среднего бизнеса – предприятий, тем выше, на мой взгляд, будет полиграфическая культура в этом городе. Наш город, увы, – не на первых позициях в полиграфии России. В лучшем случае, на вторых. И если не объемами и не новым оборудованием, то пусть новыми идеями, управленческими и бизнес-стратегиями, но мы можем взять первенство. В конце концов регион станет более привлекательным для новых Клиентов. А это нужно всем.

 

Ольга Менахина
«Печатное Дело», 13, 2005

АКЦИИ

 !!!
Яндекс.Метрика