В начало / О типографии / Пресса о нас / Петербургский рынок полиграфии

Петербургский рынок полиграфии

«Петербургский рынок полиграфии вполне соответствует ожиданиям самых требовательных Клиентов»

Бредбэри опасался, что в будущем люди перестанут читать книги. Однако время показало, что это не так. Спрос на печатную продукцию растет. Среди крупных Клиентов петербургской типографии «Моби Дик» – Coca-Cola, ТЭКС, Эрмитаж, администрация Санкт-Петербурга, Северо-западный банк Сбербанка России. Директор типографии Александр Васильевич ЗИЛОТОВ показывает мне большой настенный календарь – эксклюзив для Сбербанка, стоимостью тиража – 10 тысяч долларов...

– Расскажите, как все начиналось?

– Первую свою машину мы купили как металлолом, полгода ее восстанавливали и стали на ней работать. Когда мы начинали свой путь, Заказчики были уверены, что качество можно сделать только в Финляндии. Вот на этой волне мы на старой немецкой машине дерзнули доказать, что печатаем как финны. Наша напористость, старательность и рвение привели к тому, что в нас поверили. ЕБРР выдал нам кредит и в течение шести лет был нашим акционером. Мы приобрели современную технику. Это была уже не дерзость, а нормальная работа. Вообще, создание типографии – это величайшая афера нашей жизни. Тогда мы не отдавали себе отчет, насколько это непросто.

– А почему Моби Дик? Откуда пошло это название?

– Пятеро энергичных молодых людей, решивших учредить типографию, начали искать название для своего детища. Под конец третьих суток сил уже ни у кого не было. Мы оказались настолько разными людьми, что никак не могли прийти к общему знаменателю. В конце концов, в результате голосования больше всего баллов получил «Моби Дик». Так называется роман американского писателя Германа Мелвилла про белого кита, очень интересная и философская книга.

– Можно ли говорить о том, что в Санкт-Петербурге сформировался рынок полиграфических услуг?

– Думаю, да. Рынок не только сформировался, но и стал больше соответствовать ожиданиям Клиентов, которые тоже изменились со временем. Если поначалу маленькой фирме достаточно приложить к образцам своей продукции простую бумажку с ее описанием, то потом эта бумажка своим видом будет только дискредитировать это изделие. Клиенты стали больше думать об упаковке, оформлении товара, рекламе. Это положительное явление. Но 20—30% Клиентов обычно все еще не знают, как должен выглядеть их буклет, и мы им помогаем с дизайнерским решением. Но в традиционном понимании типографские работники – ремесленники.

– Как вы оцениваете положение дел в области полиграфии в нашем городе?

– Если 10 лет назад в Петербурге работали 1—2 типографии, которые пытались с грехом пополам, но обеспечивать качество, то сегодня таких типографий уже десять. Стоимость их услуг отличается плюс-минус 10%. Мы считаем, что попадаем в эту десятку самых старательных типографий, где технология отлажена очень серьезно, которые делают ставку на качество. Потому что многие типографии делают ставку на поток. То есть, думают они, пусть качество будет среднее, но зато мы много напечатаем. Из 400 типографий в Петербурге умеют работать около 50, из них десять делают это качественно. К сожалению, с каждым годом рентабельность типографских услуг снижается. Издержки на поддержание высокого качества тоже высокие. Это затраты на лучших специалистов и лучшие материалы в городе. И на этом нельзя экономить, потому что иначе качественного изображения не получится по определению. Если взять хуже бумагу, хуже краску, хуже химические компоненты, то качества уже не добьешься.

– Самый интересный заказ для вас был...?

– Деятельность типографий тем и интересна, что к нам приходят творческие люди разного рода занятий. Это специалисты Эрмитажа, которым мы делаем альбомы, ювелирные мастерские, антиквары. И при этом мы печатаем миллионы этикеток для банок с краской "ТЭКС", которые продаются по всей стране. А еще мы создаем промышленные каталоги, проспекты строительных компаний, выполняем работы для издательств.

– И тем не менее...

– Наверное, самый интересным заказом для нас стал альбом для петербургского художника Владимира Шевченко. Когда я попал к нему в мастерскую, то увидел сотни акварельных рисунков. Среди них я узнал наброски иллюстраций к книгам и диафильмам, которые смотрел еще в детстве. Мы сделали ему альбом и художник остался очень доволен. Хотя это было очень трудно технологически, мы добились результата, когда изображения картин в альбоме были неотличимы от акварельных оригиналов, а это большая редкость. Между тем, эти рисунки – целая жизнь человека, который оказал влияние на несколько поколений.

– О производстве ...

– Вы заметили разницу, что когда листаешь наши журналы мод с рекламой косметики возникает неприязнь? А возьмешь западный фирменный журнал и хочется его рассматривать бесконечно, даже не вчитываясь в текст... Причем чаще всего это действительно не плохая полиграфия, а ошибка на одной из стадий проведения работ. Кто-то совершил маленький прокол. Не брак, а полшага в сторону и результат дальше можно уже не смотреть: супер навороченная полиграфическая техника уже не вытащит ничего.

– А как отличить при выборе качественную типографию от плохой печатни?

– Если вы прониклись доверием и чувствуете поддержку профессионала, то уже это может говорить о правильном выборе партнера. Чтобы конечный результат был безукоризненным, нужно иметь очень большой опыт и при этом прикладывать усилия на каждой стадии. Сначала – фотосъемка, проявка, сканирование, потом – обработка изображения на компьютере, вывод пленок, с которых печатают, затем – изготовление печатных форм и сама, наконец, печать. На каждой из этих стадий можно сделать так, что ребенок на календаре будет по-другому выглядеть. А типография – это все-таки лишь конечная стадия производства печатной продукции.

– О Клиентах ...

– Многие боятся слов «рекламное агентство», потому что они быстро создаются и быстро исчезают, услуги их очень недешевы, а ответственность очень высока. Если у Клиента через месяц выставка в Лондоне, то понятен его страх связываться с рекламным агентством, которое за это время может просто исчезнуть. Чем отличается покупатель иномарки от покупателя календаря, тираж которого стоит 10 тысяч долларов? Клиенту, для того, чтобы купить автомобиль, нужно потратить час времени. Ему покажут машину, посадят в нее и дадут проехаться. Его заверят, что автомобиль будет точной копией этого, а если что-то будет не так, неисправную деталь тут же заменят. И степень спокойствия у Клиента совсем другая, чем у человека, который приходит покупать полиграфию. Ему раскладывают различные образцы и говорят: не волнуйтесь, все будет хорошо. А он слышал это уже в трех типографиях, и везде он получил потом невесть что. Обещали одно, а получилось другое. И не потому, что обманули, а потому что просто – не получилось. Поэтому продать нашу услугу существенно труднее, чем автомобиль и стоит она подчас не дешевле.

– По-прежнему ли вы ощущаете сильную конкуренцию со стороны западных типографий?

– Финны – серьезный конкурент на рынке многотиражной и многолистовой продукции. Например, журнал «Cosmopoliten» с тиражом 250—300 тыс. экземпляров в Петербурге сегодня не может напечатать никто. Правда, в Москве уже есть типография с такими возможностями. По технологии финны пока впереди, но уже есть типографии в Санкт-Петербурге и Москве, которые с поставленной задачей справятся надежно и может быть, даже дешевле финнов. А на больших тиражах, где нужно много бумаги, выигрывают финны и прибалты – Латвия, Эстония. У них в 2—3 раза ниже стоимость бумаги. Наше государство установило такие правила, при которых везти печатную продукцию из Финляндии сюда дешевле, чем печатать в России. Многие годы это было так. Сейчас ситуация поворачивается в другую сторону.

– О России ...

– Вся сложность в том, что в нашей стране инвестировать в производство никто не хочет, все до сих пор вкладывают деньги в то, что дает большую отдачу: торговля, сырьевые ресурсы... И это проблема не только полиграфии, это проблема всего малого и среднего бизнеса. Накопить денег, используя тем временем старую машину, практически невозможно, – получается замкнутый круг. На западе предпринимателям дают кредит под 8—10% годовых. Потому что, куда он из Германии денется, этот полиграфист? У нас же банки выдают кредиты на 3 года и под 23%. Так как кредит короткий и под процентную ставку, которая в 4 раза дороже, чем в Европе, мы оказываемся совершенно в других экономических условиях, чем такой же бизнесмен в Германии или той же Финляндии.

...Как будет дальше развиваться российский рынок полиграфических услуг, я не берусь прогнозировать. Но второй год всех лихорадит: рентабельность низкая, нужно обновлять технику, рынок нестабилен. Уже за этот год две-три городские типографии были вынуждены уйти с этого рынка. Некоторые мои коллеги пытались анализировать взаимосвязь цен на нефть и востребованность полиграфических услуг. Когда кошелек становится худым, людям уже не до полиграфии. В этом ключе последний год для Питера показал, как мне кажется, некоторый экономический подъем.

- Насколько актуальна проблема профессиональной грамотности среднего Заказчика? Должна ли типография "воспитывать" своих Клиентов или наоборот, идти навстречу любым их пожеланиям?

- Воспитывать Клиентов нужно. Если мы видим в Клиенте потенциального партнера, то не жалеем сил, чтобы повысить его образование в сфере полиграфии и начать говорить с ним на одном языке. Все менеджеры по работе с Клиентами "Моби Дик" знают: мы не занимаемся тем, что просто покрываем бумагу краской. Наша цель: найти, каким образом мы можем помочь другим компаниям сделать их бизнес более успешным. Это принципиальная разница. И через полгода Клиент возвращается к нам с новым заказом. Он уже приходит не с тем, ЧТО ему нужно напечатать, а уже формулирует конечный РЕЗУЛЬТАТ, которого он хочет достичь. Были ситуации, когда Клиент возвращался и говорил: благодаря вашему буклету у меня продажи выросли вдвое.

- Часто ли вам приходится вздыхать про себя и говорить Клиенту: может, лучше сделать по-другому?

- Конечно, мы пытаемся влиять на вкус Клиентов, хотя иногда это непреодолимая проблема. Как правило, мы советуем Клиенту, как технологически надежнее выполнить его заказ, добавив, например, определенную краску. Ведь типография ответственна за то многообразие и качество печатной продукции, которое представлено в окружающем нас мире. По крайней мере, хотя бы за то, что мы все это размножаем.

- Как вам видится будущее полиграфии?

- Это, безусловно, цифровая печать. Она принципиально по другому работает и в несколько раз более оперативна. У нас в городе действует несколько центров, где при вас могут выпустить 20 экземпляров настенных календарей с фотографией вашего ребенка. Это будет недешево, зато быстро. К счастью, для нас, офсетных типографий, пока стоимость и качество цифровых типографий играет не в их пользу. Цифровые технологии практически не влияют на рынок традиционной печати. Скорее, они создают свою собственную нишу. Они будут существовать параллельно.

- В эпоху Интернета может ли наступить момент, когда в типографских услугах будут нуждаться все меньше?

- Здесь я угрозы не вижу. По скорости передачи данных Интернет – вне конкуренции. Но серьезное чтение электроника вытеснит нескоро. Если люди читают меньше, то они читают меньше везде. Те, кто действительно любит читать, с экрана компьютеров книги не читают. Когда ты держишь книгу в руках, возникает совершенно другое ощущение. И оно еще востребовано читателем. Рекламисты тоже об этом говорят. Лет 5-10 назад было такое опасение, что со временем нечего будет раздавать в магазинах людям. Сейчас вместо листовки можно красочную рекламу на мобильный телефон прислать. Но вы заметили, что девушки с удовольствием берут буклетики, рекламирующие белье или косметику? Этот способ, - тактильного восприятия, еще долго будет востребован.

Записала Анна Симоненко

Агентство Бизнес Новостей, Август, 2004.

АКЦИИ

 !!!
Яндекс.Метрика